Интеллектуальная готовность
Ещё советский психолог Лев Выготский заявлял о том, что готовность к школе состоит не в объёме усвоенных ребёнком данных (хотя и кругозор важен), а в том, насколько у него развиты познавательные процессы. Они, в свою очередь, являются комплексным психическим процессом, который включает ряд направлений:
1. Восприятие.
Оно выступает основой для развития мышления, речи, памяти, внимания и воображения и формируется постепенно. Сначала ребёнку важно всё трогать, повторять звуки, рассматривать, как что устроено, начинать ощущать себя в пространстве предметов и времени.
А к старшему дошкольному возрасту ребёнок с высоко развитым восприятием может отличаться наблюдательностью, умением подмечать всякие мелочи и особенности явлений, чёткой ориентацией во времени (понятия «вчера», «завтра», «через месяц», «день/ночь», «осенью», «зимой» и пр.).
2. Мышление.
Оно включает умение наблюдать, рассуждать, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, выделять существенные признаки предметов и явлений, систематизировать, делать выводы.
В случае с дошкольниками чаще всего надо делать скидку на то, что у них ещё недостаточно жизненного опыта, чтобы полноценно анализировать явления окружающего мира. Если маленький человек может вычленить из группы предметов лишний, или объяснить, что корова большая, а телёнок маленький, — это хорошо.
3. Память.
Суть памяти в том, что человек может узнать, зафиксировать в голове и позже воспроизвести тот или иной материал или действия.
Однако если ребята примерно 3-5 лет в основном запоминают непроизвольно, то есть в процессе игры, достижения какой-либо цели (хотели налить воды в стакан — обнаружили, что он не бездонный), эмоционального или визуального воздействия, то ребёнок 6-7 лет уже способен делать это по своей воле.
Это значит, что он по научению взрослых, но при этом с применением самоконтроля, дисциплины, ответственности может применять механические или логические техники запоминания. Первые связаны с повторением информации или действия. Вторые — с пониманием сути процесса, явления, текста.
4. Речь.
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), как правило, обладают развитой речью. Они уже умеют формировать связный текст (например, описание чего-либо, рассказ о событии), говорить сложноподчинёнными предложениями, хорошо выговаривают все звуки родного языка, умеют регулировать громкость и интонации голоса.
5. Познавательная активность.
У развитых в этом плане ребят пытливый ум. Они умеют сосредотачиваться, внимательны, обладают любознательностью и самомотивацией. Они отличаются высокой вовлечённостью в учебный процесс, как правило, в старшем дошкольном возрасте неплохо умеют и любят читать, обладают базовыми знаниями об окружающем мире.
Под базовыми знаниями понимается ситуация, когда ребёнок помнит, что явление существует, и даёт ему элементарное определение. Например, «рука — часть тела, которая помогает человеку держать предметы, рисовать, есть», «автобус — транспорт, который едет по земле и может перевозить много людей».
Как понять, что интеллектуальная готовность школе на оптимальном уровне?
Квалифицированно оценить уровень интеллектуальной готовности может воспитатель дошкольного образования или педагог начальной школы. Например, специалист может провести тест Керна – Йирасека, который проверяет способность ребёнка выполнять задание по образцу, навык слушать и слышать, копировать рисунок и пр.
Однако родители могут провести предварительную диагностику. Например, попросить ребёнка «пройти» нарисованный лабиринт, выучить пару четверостиший. Также можно использовать пособия, где авторы, как правило, объясняют, по каким критериям оценивать результаты ребёнка.
В числе таких пособий можно назвать разработанные авторитетными педагогами «Готов ли ваш ребёнок к школе» Е. В. Колесниковой, «Тесты-задания для детей 6-7 лет. Готов ли я к школе?» И. В. Полещук, «Готов ли ребенок к школе. Диагностика детей 6-7 лет» О. А. Звонцовой.
Как развивать интеллектуальную готовность?
Очевидный совет — надо отдать ребёнка в специальный кружок или пригласить к нему педагога по раннему развитию. Важно, чтобы ребёнку было интересно на занятиях и он тянулся к учителю, иначе нужного эффекта всё равно не будет.
Однако на случай, если родители желают заниматься с ребёнком самостоятельно или просто не имеют возможности водить его в «развивашки», есть бесплатные и платные способы подготовить его к школе интеллектуально.
Наиболее простые методики среди бесплатных:
1. Обсуждение с ребёнком явлений окружающего мира, в ходе которых он будет их описывать, высказывать своё мнение, искать закономерности. Важно объяснять малышу то, чего он не понимает, и давать ему возможность самому делать умозаключения. Всё это развивает речь, мышление и кругозор.
2. Вовлечение в бытовые процессы в игровом формате. Например, можно во время уборки просить ребёнка рассортировать вещи по их назначению (носки – к носкам), цвету, форме и пр. Подобные «игры» помогают улучшить когнитивные навыки.
3. Полезные игры: распознавание малышом «написанных» на его спине пальцами букв, запахов еды, духов, цветов и пр. с закрытыми глазами, определение по звуку того, что происходит на улице, в соседней комнате и пр. Это развивает разные виды восприятия.